Звезда немого кино родом из Барановичей

Photo 3

Александра Зорина

Она была лично знакома с Сергеем Есениным и Владимиром Набоковым. Легендарный Федор Шаляпин предлагал ей свою руку и сердце, а известный оперный тенор Беньямин Гигли пел ее дочке Тане колыбельные песни. Кстати, одним из крестных Татьяны был сводный брат рейхсмаршала нацистской Германии Германа Геринга, большой друг семьи – Альберт Геринг, к слову, идейный антифашист.

                                                                                                                             ***
Раскроем карты, речь идет о знаменитой уроженке Барановичей, немецкой, чехословацкой и польской актрисе, звезде европейского немого кино Александре Зориной.Ее настоящая фамилия была Цвикевич, а родилась она 17 сентября 1899 года в зажиточной барановичской семье Александра и Марии. Помимо Шуры у родителей была еще дочь Аня и сыновья Толя и Женя. Однако, несмотря на такое количество детей, семья все же распалась. Причем весьма своеобразно – мама Мария вышла замуж за брата новой жены своего бывшего мужа! Таким образом, родители Александры остались не только близкими людьми, но и как бы дальними родственниками.

Photo 1

Открытка с автографом А. Зориной

ПЕРВЫЕ РОЛИ
С детства самая старшая из детей Александра пыталась сочинять стихи, писать музыку, но отнюдь не грезила театром или кинематографом. Пределом ее мечтаний была карьера концертной пианистки. Однако, по настоянию матери, она была вынуждена в самый разгар Первой мировой войны отправиться в Санкт-Петербург, чтобы выучиться на… стоматолога. Тем не менее, именно в России, как считают некоторые историки кинематографа, состоялся ее дебют как актрисы в игровой киноленте «Медведь». Правда, никаких официальных документов да и самого фильма с таким названием, увы, не сохранилось.

С другой стороны, по воспоминаниям членов семьи, Александра еще с юных лет любила разыгрывать различные представления. Ее отец как-то построил возле дома небольшую сцену, где все дети читали стихи, пели песни и показывали мини спектакли, в которых юная Александра выступала порой не только в качестве актрисы, но и сценариста, а также режиссера-постановщика. По воспоминаниям сестры Анны, «родные и гости не могли порой сдержать слез умиления, когда она рассказывала со сцены о больном теленке, о раненой и частично парализованной собаке, об ослепшей в драке кошке и о цыпленке со сломанным крылом, которые вместе дружно жили около печки на кухне».

Официальным же ее дебютом в кино считается небольшая роль в немецкой черно-белой немой драме «Карусель жизни». К этому времени Александра с семьей эмигрировала на родину матери в Польшу, ставшую в 1918 году самостоятельным европейским государством. В Варшаве ее отец основал стоматологическую клинику, где она устроилась медсестрой. В свободное от работы время помогала матери, открывшей там же небольшой ресторан.

В Варшаве Александра снялась еще в трех фильмах: «Засада» по балладе Адама Мицкевича, «Трагедия России и её три эпохи» и «На ясном берегу» по роману Генрика Сенкевича.

УСПЕШНАЯ КИНОКАРЬЕРА
В 1922 году по приглашению немецкой киностудии «Universum Film AG», которая обратила серьезное внимание на молодую актрису, Александра Зорина переехала в Берлин. В том же году в Германии она познакомилась со своим будущим мужем кинопродюсером Сергеем (Серхио) Оцупом. Он активно помогал Александре с продвижением в немецком кино. Через десять лет после знакомства они, наконец, поженились, и в браке у них родилась дочь Татьяна.

Это были очень плодотворные годы в кинокарьере Александры Зориной. Она снялась почти в двух десятках фильмов. Большинство из них получили широкое признание публики и критики. Среди кинокартин с ее участием: «Пётр Великий» (1922), «Деньги дьявола» (1923), «Жизнь как дом» (1924), «Руки Орлака» (1924), «Жемчужины доктора Талмадже» (1924), «Малайская джонка» (1924), «Тайна старой девы» (1925), «Женщина с плохой репутацией» (1925), «Женщина, которая смеет всё» (1925), «Господин генеральный директор» (1925), «Принцесса цирка» (1925), «Поклонники солнца» (1926), «Аннушка, что с тобой будет?» (1927), «Любовные приключения Распутина» (1928), «Самая красивая женщина в Париже» (1928), «Распутин: Демон женщин» (1932).

Photo 4

Постер фильма «Петр Великий» (1922 г.)

Самым известным из них, ставшим впоследствии мировой классикой фантастического кино, был фильм «Руки Орлака», про известного пианиста, который в результате аварии лишился обеих рук, и которому врачи пришили конечности казненного преступника, после чего у главного героя якобы проснулся инстинкт убийцы. А последний фильм в списке – «Распутин: Демон женщин» – стал первым ее опытом в звуковом кино и последним фильмом в карьере. После чего она занялась воспитанием детей – родной дочери Татьяны и сына супруга Оцупа Педро.

Photo 5
Постер фильма «Руки Орлака» (1924 г.)

 Photo 6

Кадр из фильма «Руки Орлака»

 ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

Вторая мировая война застала ее в Берлине, куда она переехала сама и перевезла всю свою большую семью. Не хватало только мужа Серхио, который как уехал в 1939 году в деловую поездку в Испанию, так там и остался. Александре, чтобы прокормить многочисленных домочадцев, пришлось снова вернуться в киноиндустрию. Но уже не в качестве актрисы, а в качестве переводчицы иностранных фильмов и редактора субтитров. Благо, связи в мире кино у нее еще оставались.

В 1943 году дом, где проживала объединившаяся семья, был разрушен в результате бомбежки, и им всем пришлось перебраться в пригород Берлина. После капитуляции Германии настали времена лишений и скитаний. Семья переезжала из одного лагеря беженцев в другой, пока не осела неподалеку от города Кассель.
Там по иронии судьбы в 1945 году Александра на несколько месяцев снова стала актрисой. В лагере для беженцев она приняла участие в постановке пьесы «Барышня-крестьянка» по повести А.С. Пушкина, где сыграла роль англичанки-гувернантки. И даже съездила в турне по западным оккупационным зонам. Но чаще всего приходилось зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом, в частности на виноградниках немецкого Рейна. Платили за это обычно едой, иногда одеждой, а иногда и другими предметами первой необходимости.

Наконец, в 1949 году семье удалось перебраться в США. Поначалу поселились в Сан-Франциско. Там тоже приходилось заниматься неквалифицированным трудом. Бывшая звезда немого кино побывала няней, кухонным помощником в больнице и даже оператором маркировочной машины, штампующей наклейки.
Photo 2
А. Зорина

Когда дочь Татьяна вместе мужем, детьми и другими членами семьи переехали в город Сан-Ансельмо, Александра бросила работу, чтобы ухаживать за больной матерью. Скончалась А. Зорина в 1973 году от рака и была похоронена в городе Сан-Рафаэль, штат Калифорния.
                                                                                                                         ***
В детстве, по воспоминаниям родственников, Александра была тихим и застенчивым ребенком, старавшимся никому не доставлять особых хлопот. Такой же застенчивой и хрупкой она и ушла из этой жизни. Но в памяти родных и близких Александра Зорина всегда будет тем человеком, о котором внуки будут с воодушевлением и любовью рассказывать уже своим внукам. А искушенный зритель будет смотреть трогательные и наивные фильмы с ее участием, чтобы лучше понять и постичь эпоху, которая называлась Немое кино.

ЗАРЯ