Восставшие из руин

Вид на дворец с немецкой открытки 1915-1917 гг. прошлого века

Первоначальный эскиз композици «О Тебе радуется…» (художник В. М. Васнецов) хранится в Третьяковской галерее. В центре сверху - центральный фрагмент композиции, находящийся в апсиде главного алтаря Покровского собора в Барановичах. Коллаж автора.

90 лет назад в Барановичах появились величайшие произведения русского мозаичного искусства XIX-XX вв.

Барановичи по мировым, да и по местным белорусским меркам еще очень молодой город. Поэтому главные туристические маршруты, ведущие в Мир, Несвиж, Брест, Беловежскую пущу, пролегают, как правило, где-то рядом. А здесь тебе ни замков, ни крепостей, ни дворцово-парковых ансамблей…

Впрочем, есть в Барановичах одна редкостная жемчужина, заслуживающая того, чтобы свернуть на мгновение с проторенных туристических троп и заглянуть на часок-другой в самое сердце города в Покровский собор, что на улице Куйбышева. Именно там можно увидеть отдельные фрагменты выдающихся мозаичных панно, художественные достоинства которых поистине уникальны, а судьба трагична и поучительна.
Как эти осколки мирового культурного наследия оказались в провинциальных Барановичах? Кто-то скажет, по стечению целого ряда обстоятельств, кто-то – по промыслу Божьему. А дело было так.


Два храма – две судьбы.
Их освятили примерно в одно время. Первую в Барановичах приходскую церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в 1908 году, а величественный собор во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве - в 1912. Первая представляла собой обычную деревянную церковь, симпатичную, но без изысков. Второй – великолепный образчик русско-византийского стиля, являвшийся на то время самым высоким зданием Варшавы, вмещавшим одновременно 2500 прихожан. Собор стал форпостом православной веры на западных рубежах Российской империи и по задумке инициатора его возведения тогдашнего Варшавского генерал-губернатора И. В. Гурко должен был свидетельствовать «своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».

Собор во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского на Саксонской площади в Варшаве. Фото начала XX в.

Приходская церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Барановичах. Фото 1915-1918 гг. XX в.

Слева: Собор во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского на Саксонской площади в Варшаве. Фото начала XX в.

Справа: Приходская церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Барановичах. Фото 1915-1918 гг. XX в.

Автором его проекта и руководителем работ выступил архитектор Высочайшего Двора, профессор Императорской академии художеств Леонтий Николаевич Бенуа. Храм представлял собой грандиозное пятикупольное сооружение с квадратом в основании и отдельно стоящей колокольней, напоминающей знаменитую колокольню Ивана Великого, что возвышается на Соборной площади московского кремля. Под стать архитектурному великолепию было и убранство собора. Около 10 000 произведений и предметов, использованных в его интерьере, имели художественную ценность мирового уровня. Особенно изысканными и величественными были мозаики, выполненные в мастерской В.А. Фролова по эскизам В.М. Васнецова, В.И. Думитрашко, Н.А. Бруни, Н.А.Кошелева, Н.Н. Харламова. В частности, о мозаиках по эскизам Бруни в 1913 году знаменитый журнал «The National Geographic» писал: «Три мозаики над дверями западного фасада принадлежат к прекраснейшим в Европе».
… И погибли оба храма практически в одночасье. Барановичская церковь сгорела в первый день Пасхи 1921 года, а Александро-Невский собор в Варшаве был стерт с лица земли в период 1924-1926 гг.


«Карфаген должен быть разрушен!»
И если церковь в Барановичах сгорела всего за пару часов от несоблюдения банальных правил пожарной безопасности, то гибель варшавского Александро-Невского собора была долгой, мучительной и… показательной.
Как православный храм собор просуществовал всего три года. Уже вначале I мировой войны, когда административный центр Царства Польского заняли германские и австро-венгерские войска, он был переоборудован одновременно в гарнизонный костел и немецкую кирху. Службы шли попеременно. После обретения Польшей независимости собор вновь перешел под эгиду православной епархии, но прихожан у него практически не осталось, и в стране разгорелись жаркие дебаты по поводу его дальнейшей судьбы.

Руины Александро-Невского собора. Фото середины 20-х гг. XX в.

Руины Александро-Невского собора. Фото середины 20-х гг. XX в.
Рушить православный храм, многие поляки, особенно из среды просвещенной интеллигенции, не хотели. Звучали самые разные предложения: оставить его как выдающийся памятник архитектуры, перепрофилировать в костел, создать в здании храма музей, например, мартиролога (мученичества). Но для большинства граждан независимой Польши собор во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского по-прежнему оставался символом чужеземной веры и многолетнего российского владычества. А тут еще развязалась польско-советская война 1919-1920 гг. И чаша весов медленно, но неуклонно склонилась в пользу сторонников его уничтожения.
Убивали храм более двух лет. Понадобилось около 15 000 взрывов малой мощности (чтобы не нанести ущерб окружающим постройкам) и неустанного труда сотен людей, чтобы, в конце концов, с Саксонской площади (ныне площади Ю. Пилсудского), а также и со всей Польши были стерты последние следы гордыни и политического снобизма чуждой по духу и по вере страны.
А что же стало с мозаиками? А мозаики немногочисленные оставшиеся православные варшавяне заблаговременно демонтировали. Не варвары же они, в самом деле...


Не было бы счастья…
А в это время в Барановичах после трехлетних мытарств с разрешениями, согласованиями и утверждениями на месте сгоревшей православной церкви состоялось торжественное освящение закладки нового храма. Строили всем миром. Непросто было реализовывать такой масштабный проект (стоимостью 147 000 злотых) на восточных окраинах католической державы. Но, удивительное дело, достаточно весомый вклад в его строительство внесли как раз католики. В частности, руководивший на первоначальном этапе строительными работами инженер Н.В. Стаковский и вовсе работал безвозмездно.
Летом 1926 года в Барановичи со склада Варшавского кафедрального собора пришло три вагона с алтарями, киотами, иконами, входными дубовыми дверями и прочей церковной утварью. Среди всего прочего прибыли в Барановичи и первые три «мозаиковых» образа. А в сентябре во временном складе, где хранилось все это имущество, вспыхнул пожар. Были веские основания предполагать поджог. Сгорело все, кроме… мозаик из варшавского собора. Они, как оказалось, по воле слепого случая, божественного проведения или по иной какой причине, хранились в другом месте!
Через два года в Барановичи прибыли остальные 40 фрагментов мозаик. В течение 1930-1931 гг. большинство из них были закреплены на стенах и колоннах нового храма (есть версия, что работы велись под управлением самого Н.А. Бруни), а уже осенью, накануне храмового праздника, собор Покрова Богородицы был торжественно освящен.
***
С тех самых пор и по сей день барановичский Собор Покрова Богородицы является хранителем уникальнейшего наследия русского мозаичного искусства конца XIX начала XX века. Мозаики расположены как внутри, в интерьере собора, так и снаружи. Всего насчитывается семь композиций:
1. В апсиде главного алтаря - центральный фрагмент композиции «О Тебе радуется…» (художник В. М. Васнецов).
2. На ближайшей к алтарю северной опорной колонне— мозаичный образ святителя Алексия митрополита Московского (художник В.И. Думитрашко).
3. На ближайшей к алтарю южной опорной колонне— мозаичный образ преподобного Иосифа Волоцкого (художник В.И. Думитрашко).
4. Снаружи над северным боковым входом - композиция «Собор Архистратига Михаила» (художник Н.А. Бруни).
5. Внутри над северным боковым входом – композиция «Деисус больший с предстоящими» (художник Н.А. Кошелев).
6. Снаружи над южным боковым входом - композиция «Спаситель с донатором (ктитором)» (художник Н.А. Кошелев).
7. Внутри над южным боковым входом – композиция «Богоматерь с ангельскими чинами» (художник Н.А. Бруни).

Мозаичные образы преподобного Иосифа Волоцкого (слева) и святителя Алексия митрополита Московского (художник В.И. Думитрашко). Фото протодиакона Андрея Горбунова Неиспользованные фрагменты мозаик хранятся в музее, устроенном в 2006 году в подвале Покровского храма. Фото протодиакона Андрея Горбунова

Слева: Мозаичные образы преподобного Иосифа Волоцкого (слева) и святителя Алексия митрополита Московского (художник В.И. Думитрашко). Фото протодиакона Андрея Горбунова

Справа:Неиспользованные фрагменты мозаик хранятся в музее, устроенном в 2006 году в подвале Покровского храма. Фото протодиакона Андрея Горбунова

Спаситель с донатором (ктитором)» (художник Н.А. Кошелев). Фото протодиакона Андрея Горбунова

«Спаситель с донатором (ктитором)» (художник Н.А. Кошелев). Фото протодиакона Андрея Горбунова
Вместо послесловия
В октябре 2016 г. накануне Великого непереходящего православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы барановичский Свято-Покровский собор, ставший по воле случая или того же Провидения наследником и хранителем гениальных осколков растерзанного Храма, отметил очередной юбилей – свой 85-й день рождения.

 Олег Пономарев "ЗАРЯ"