Свято-Покровский собор, Барановичи

Современный вид Собора «Покрова Пресвятой Богородицы»

English English

Наверное, самой уникальной достопримечательностью Барановичей является Свято-Покровский собор, который монументально господствует над малоэтажной частной застройкой в районе ул. Куйбышева. И даже не столько сам собор, сколько…

Впрочем, обо всем по порядку.

Покровский собор был построен в 1924-1932 гг. в стиле неоклассицизма на месте сгоревшей в 1921 году деревянной церкви. Представляет собой двухобъемную осевую композицию. Основной, квадратный в плане объем с полукруглой апсидой и боковыми четырехколонными портиками увенчан куполом с люкарнами. К этому объему примыкает тамбур, над которым возвышается высокая трехъярусная звонница, увенчанная шпилем.

Так выглядел Свято-Покровский собор в первые годы после освящения

Автор проекта – Николай Оболонский. Руководство работами осуществляли местные специалисты: сначала инженер Н.В. Стаковский, затем инженер-архитектор Т. Жолондковский. Бюджет стройки составил 147000 злотых, из которых польским правительством благодаря хлопотам сенатора Алексея Назаревского, возглавлявшего комитет по строительству храма, было выделено 58000 злотых.

«Богоматерь с младенцем» (мозаика по рисунку В.М. Васнецова)

Главная достопримечательность храма – мозаики, которыми украшены внешние и внутренние стены. Набранные по картонам известных русских художников в петербургской мастерской В. Фролова в начале минувшего века, эти мозаики - часть пышного убранства варшавского собора Александра Невского, освященного в 1912 году. Они были спасены при сносе этого храма, произведенном по решению правительства Польши в 1920-х годах, и использованы при строительстве Свято-Покровской церкви в Барановичах.

 

«Спас с донатором (ктитором)» (мозаика по рисунку Н.А. Кошелева)

В интерьере храма были размещены фрагменты композиции В.М. Васнецова «О тебе радуется…», образа «Св. Иосиф Волоцкий» и «Св. Алексий, митрополит Московский» (обе мозаики – художника В.И. Думитрашко), композиции «Деисус большой с предстоящими» (худ. Н.А. Кошелев) и «Богоматерь с ангельскими чинами» (худ. Н.А. Бруни).

Снаружи храм украшен мозаичными композициями художников Н.Бруни «Собор архистратига Михаила» и Н.Кошелева «Спас с донатором (ктитором)».

Один и иереев на фоне фрагмента мозаичного панно хранящегося в подвале собора

В центре композиции – Спас, изображенный в полный рост в темно-оранжевом хитоне. Коленопреклоненный ктитор держит в руках модель «храма на площади». Правой рукой Спас благословляет ктитора, левой показывает на раскрытое Евангелие, который держит в руках архангел Гавриил. Рядом со Спасом ктитором – изображения ангелов и архангелов. В левой и правой частях композиции на фоне голубого неба – изображения Исаакиевского и Успенского соборов. Предполагают, что в виде ктитора художник Н.Кошелев изобразил автора проекта Варшавского собора на Саксонской площади Леонтия Бенуа.

«Св. Иосиф Волоцкий» (мозаика по рисунку В.И. Думитрашко)

Эти знаменитые мозаики попали в Барановичи после разрушения в 1926 г варшавского Собора Александра Невского.

Мозаики, привезенные в наш город в 1926 и 1928 годах и укрепленные на стенах строящегося в то время храма, способствовали тому, что уже в 1953 году барановичский Свято-Покровский собор был включен в список памятников, охраняемых государством.

 

 

 

Географические координаты: N 53° 07' 56,03" E 26° 00' 13,50"

Фото: Владимира ЗУЕВА